150 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина. (Автор Ирина Павлова)👇 Сегодняшнему человеку, скорее всего, непонятен секрет его невероятного, магического воздействия на людей. Не его голоса даже, а его самого вместе с его голосом. Ну, были в ту пору великие теноры (теноров и всегда-то публика любила больше, чем баритонов и басов, и партии тенора всегда выигрышнее, да их и просто больше, этих партий). Были и выдающиеся баритоны, и знаменитые басы. Иной бас люди ходили слушать не в оперу, а в храм: протодиаконскими невероятными басами, бьющими стёкла, издавна была богата Русь. Почему вдруг Шаляпин сделался сначала (и навсегда) невероятным русским, а затем и планетарным кумиром? Ну, не падали же завзятые театралы и меломаны в обморок только от того, что кто-то хорошо поёт. А на шаляпинских представлениях падали. Нанятые клакеры могли освистать кого угодно – и освистывали – им певческие таланты были побоку, им не за это деньги платили. Но факт остается фактом – профессиональные итальянские клакеры не смогли освистать Шаляпина. Разумеется, по легенде они просто пришли в восторг, и потому не смогли. А если без легенды – то тупо поняли по реакции соседей, что им сейчас крупно наваляют, попробуй они засвистеть. И смирились, и хлопали вместе со всеми, а потом пошли и вернули деньги заказчику. По настоящему Шаляпина широкой публике открыл Савва Мамонтов. Нет, Шаляпин уже пел на профессиональной сцене, и уже имел значительный успех. И уже в Тифлисской опере спел Мефистофеля в опере Гуно, и уже пел на сцене Мариинского театра. Но для того, чтобы он заблистал, нужно было выстроить вокруг него репертуар, и Мамонтов это сразу понял. В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин писал: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». В «Московской частной Русской опере» Саввы Мамонтова дирижёром служил Сергей Рахманинов, который по личному пожеланию Мамонтова как раз и занялся репертуаром Шаляпина, подробнейшим образом разбирая с певцом партитуры опер «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Юдифь», партии в которых стали для Шаляпина триумфальными. В сущности, именно Рахманинов завершил шлифовку этого голоса, а Мамонтов – шлифовку этого актёра, его уникального стиля, его личностного феномена. В 1899 Шаляпин становится солистом на главных сценах обеих столиц, выступая по очереди в Большом и Мариинском театрах. А через два года производит совершеннейший фурор в «Ла Скала», немедленно сделавшись знаменитым не только в оперных кругах Европы, но и вообще сделавшись чем-то вроде «поп-звезды», «поп-идола», говоря современным языком. То есть даже люди, сроду его не слыхавшие, знали его по имени, слышали о нём и видели его портреты. В знаменитых дягилевских Русских сезонах Шаляпин уже был одной из главных звёзд, наравне с Анной Павловой и Вацлавом Нижинским. И всё же, в чём состояла невероятная магия этой уникальной личности? Почему вокруг него собирались не просто заворожённые поклонники, а и вообще – лучшие люди эпохи? Почему вот уже больше 100 лет никому не нужно объяснять, кто он – достаточно просто сказать: «Шаляпин»? Ведь и актёрское и певческое искусство со временем устаревает, появляется новый стиль игры, новый стиль исполнения оперных партий, – а он как стоял на своём Олимпе недосягаемый, так и продолжает стоять? Я не знаю. Нет у меня ответа. Я никогда не видела его на сцене, и в кинозаписи видела только ничтожную часть его выступлений. Я и сама не понимаю, почему у меня захватывает дух, когда я слышу его голос. Почему я, еще в детстве услышав его «Блоха! Ха-ха-ха-ха-ха!» – сразу задрожала? Почему в юности, впервые услышав в его исполнении арию Демона «Я тот, которого никто любит» – буквально окаменела, а когда он запел «На воздушном океане» – второй романс Демона – зарыдала, и больше ни в чьём исполнении ничего подобного со мной не случалось? Это было волшебство. Это был невероятный, фантастический Божий дар. Такой, чьё обаяние и воздействие не меркнет с годами. Такой, какой и в самом деле встречается раз в столетие, а, возможно, и реже. Из тг канала Контражур Ирины Павловой

Теги других блогов: музыка опера Федор Шаляпин